Добрый день уважаемые коллеги! Разрешите представиться: Наталья Валентиновна Плотникова! Педагог дополнительного образования районного дома детского творчества.

Вашему вниманию, я хочу представить программу «Опытно – экспериментальная работа с дошкольниками. Окружающий мир»

Актуальность темы в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни - от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Я выбрала для себя кружок по ознакомлению детей дошкольников с окружающим миром через опытно-исследовательскую деятельность. И я уже точно знаю, что выбрала правильную дорогу, по которой так интересно идти. Ведь в каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснить некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

Проводя опыты, ребенку необходимо рассказать, как он выполнял его и что получилось. При этом у него развивается речь, мышление, логика и творчество.

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Что такое Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.

Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни в процессе которого, дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта. Мною была разработана рабочая программа на три года, в которую были включены следующие блоки: «Живая и неживая природа», «Вода», «Воздух», «Транспорт»,  «Интересное рядом», «Магнит», «Свет» «Праздники», «Азбука безопасности». 

Целью данной программы является:

- Формирование знаний у дошкольников об окружающем мире через поисково-познавательную деятельность. 

Поставила следующие Задачи:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире, (представление о химических и физических свойствах и явлениях неживой и живой природы);
  2. Обучить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения, анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности;
  3. Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умение  пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов. (лупа, весы, песочные часы и т.д.);
  4. Формировать у детей умственные способности, умение классифицировать, сравнивать, обобщать;
  5. Формировать способности познания путем сенсорного анализа;
  6. Социально-личностное развитие: комуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементы самоконтроля и самореализации.

   

Занятия строились таким образом, чтобы дети получили теоретические знания, подкрепляя их практическими опытами. Таким образом, у детей возрастает интерес, а проводя экспериментирование, ребенок лучше запоминает весь материал, а также получает огромное удовольствие от проведенной работы в опытной деятельности.

      При проведении эксперимента главное – безопасность.

Для этого перед тем, как приступить к экспериментированию, мы обязательно проговариваем и закрепляем правила поведения при проведении опытов.

1. Быть аккуратными.

2. Вести себя тихо.

3. Осторожно обращаться с предметами для опытов.

4. Давать возможность высказываться друг другу.

5. Внимательно следить за результатами опыта.

(Видеоряд опытной деятельности на занятиях с детьми).

В блок «Живая и неживая природа» вошли следующие темы:

«Птицы», «Многообразие домашних и диких животных» «Волшебный песок», «Такой разный песок сухой и мокрый», «Песок и ветер», «Песок и глина», «Свойства глины при лепке» «Летающие семена». На занятиях ребята, проводя опыты, убеждались, что песок разный по свойствам, когда сухой и мокрый. Из сухого нельзя слепить, он струится как соль. Рассматривали через лупу каждую песчинку, раскрашивали песок разноцветными мелками, натирая их на терке, и рисовали на песке.

В блок «Вода» были включены следующие темы:

«Секреты капельки воды», «Вода помощница», «Вода источник жизни», «Пар тоже вода», «Вода растворитель», «Плавает, тонет», «Звенящая вода», «Пузырьки спасатели», «Цветные льдинки», «Снег и лед тоже вода». Этот блок мы изучали в течение двух месяцев. Были использованы презентации, показ ярких опытов педагогом и конечно много самостоятельной опытной деятельности детьми.

В блок «Воздух» вошли такие темы:

«Поиск воздуха», «Воздух невидимка», «Воздух фокусник», «Воздух работает», «Запахи», «Реактивный шарик», «Свеча в банке», «Кто и почему летает», «Занимательные опыты с воздухом». Опыты с воздухом подарили много интересных открытий, радости от полученных результатов, удивлений как воздух действует.

В блоке «Свет» мы затронули такие темы, как:

«Свет вокруг нас», «Свет и тень», «Электричество», «В мире бытовых приборов», «Огонь и его свойства», «Безопасность в работе с электроприборами». Темы серьезные, но нужные для использования в жизни, поэтому в этом блоке использовались игры, презентации, приход гостей и сказочных персонажей, театр.

В блоке «Транспорт», ребята знакомятся с наземным, водным, воздушным транспортом и военной техникой. В игре, ребята закрепляют части любого транспорта, кто управляет самолетом, автомобилем, танком и т.д. Определяют «Кто быстрее» (самолет или ракета, корабль или лодка), «Назови одним словом» - (самолет, вертолет, ракета; лодка, корабль, парусник). Определяют нужность каждого вида транспорта. Большой интерес вызывает военная техника, как и какой транспорт, помогает охранять границы нашей Родины. 

В блоке «Интересное рядом» ребята знакомятся:

«Что такое масса», «Упрямые предметы», «Легче, тяжелее», «Мерки для измерения, какие для чего», «Приключение карандаша, «В мире стекла, бумаги, пластмассы, резины», «Музей интересных вещей». Здесь ребята знакомятся с предметами, их свойствами. Оказывается у каждого свое предназначение. В сравнении постигали удобность, прочность и опасность материалов. Очень удивляются, что на вид предмет, кажется тяжелее, а на самом деле при взвешивании видим другой результат.

В блоке «Магнит» знакомлю ребят с миром металла, магнетизмом с помощью волшебной перчатки. Действием магнита через воду, стекло, песок, картона, дерева и т.д. это одно из самых любимых занятий т.к. притяжение удивляет на глазах.

В блоке «Праздники» знакомлю не только с тем, какой это праздник, почему его отмечают, но и учу быть внимательными к окружающим. Учим стихи, посвященные датам, делаем подарки своими руками на день защитника Отечества, любимым мамам, ветеранам ВОВ  и т.д.

В блоке «Азбука безопасности» учимся безопасности на дороге в игровой деятельности. Знакомлю с противопожарными мерами безопасности, с запасными выходами, алгоритмом действий при пожаре, с безопасным новым годом. Терроризмом. Осторожно гололед, опасные сосульки. Безопасность на воде, солнечный удар, лес и дикие животные, лес и пожар и др. 

 Для большей успешности взаимодействую с семьей:

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия педагога и семьи. Взрослые должны создавать благоприятные условия для развития любознательности у детей, которые перерастут в познавательную активность. Поэтому основной целью работы с родителями, является – вовлечение их в процесс развития познавательного развития у детей.

Для этого мы с родителями проводим:

- анкетирование;

- день открытых дверей с показом открытых уроков;

- родительские собрания;

- круглый стол;

- консультации;

- картотека опытов-экспериментов в домашних условиях.

В течение учебного года ежемесячно:

Сентябрь – консультация «Рекомендации для поддержки интереса к экспериментов;

Октябрь – консультация «Серия несложных опытов для детей»;

Ноябрь – день открытых дверей с показом открытых уроков;

Декабрь – что надо делать, чтобы ребенок экспериментировал;

Январь – техника безопасности при проведении опытов;

Февраль – как отвечать на детские вопросы;

Март – занимательные опыты на кухне;

Апрель – картотека опытов и экспериментов в домашних условиях;

Май – обмен опытом.

Чем больше экспериментировать с малышом, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Очень хочется сделать так, чтобы жизнь ребёнка стала интереснее и краше. Во время занятий я лишь подсказываю, как правильно сделать, если ребенок затрудняется. Не допускается критика, только похвала, искренняя радость, что опыт удался.

После каждого занятия стараюсь, чтобы у детей создавалось представление о себе, как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.